Мотоаккумуляторы: классификация и маркировка

К мотоаккумуляторам предъявляются гораздо более высокие требования, чем к тем же автомобильным. Плотная компоновка и ограниченное пространство накладывают ограничения на их размер. В тоже время рабочий объем многих мотоциклетных двигателей весьма серьезен и для их запуска от аккумулятора требуется соответствующая энергоотдача. Плюс постоянное воздействие повышенного уровня вибрации и тряски, а в отдельных случаях – регулярная работа в наклонном положении и частые падения. Поэтому конструкция мотоаккумуляторов имеет специфические конструктивные особенности и не перестает совершенствоваться.

Рассмотрим современные разновидности мотоаккумуляторов на примере продукции японской компании Yuasa и итальянской фирмы Unibat, чей ассортимент наиболее полно перекрывает потребности самой различной мототехники.

Стандартные свинцовые кислотные мотоаккумуляторы традиционной конструкции. Производятся компаниями Yuasa и Unibat с маркировкой 12N для 12-вольтовых и 6N для 6-вольтовых батарей. Относятся к категории Standard SLI (Starting, Lighting and Ignition) – стандартная аккумуляторная батарея для запуска двигателя, обеспечения работы зажигания и освещения. Такие аккумуляторы, хоть и называются обычными, но будучи мотоциклетными, так или иначе рассчитаны на некий умеренный уровень тряски и вибрации. Как правило, выпускаются в белом полипропиленовом корпусе с черным верхом и цветными крышками заливных отверстий. Исполнение негерметичное – с газоотводным каналом. Сухозаряженные. Перед началом эксплуатации необходима заправка электролитом, после чего через 30-60 минут аккумулятор готов к работе. Требуют регулярного контроля уровня электролита и снятия крышек при подзарядке.

Аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YuMicron имеют обозначение YB (аналогичные батареи Unibat обозначаются CB). Более совершенная конструкция аккумуляторов с увеличенным количеством пластин. Обладают повышенной вибростойкостью, благодаря применению высокопрочных стеклянных сепараторов. Более низкое внутреннее сопротивление гарантирует холодный пусковой ток примерно на 30% выше, чем у обычных аккумуляторов. Правила эксплуатации аналогичны обычным аккумуляторам.

Мотоаккумуляторы Yuasa YuMicron CX (в линейке Unibat обозначаются CB-CX) – батареи на основе свинцово-кальциевой технологии. Ориентированы на крупную мототехнику с повышенными требованиями к холодному пусковому току, как правило – на снегоходы. Помимо повышенной энергоотдачи, свинцово-кальциевая технология значительно снижает саморазряд аккумулятора и испарения электролита, что позволяет увеличить интервалы технического обслуживания и срок службы аккумулятора. Правила эксплуатации аналогичны обычным аккумуляторам.

Мото Аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YTX, YT (по классификации Unibat – CBTX, CT) – необслуживаемые свинцово-кальциевые аккумуляторные батареи, построенные с применением технологии AGM (Absorbed Glass Mat) и содержат, помимо свинцовых пластин и обычных сепараторов, специальный впитывающий стекловолоконный материал, который «связывает» электролит. Такие аккумуляторы имеют герметичную конструкцию с клапанной системой для выпуска выделяемых газов VRLA (Valve Regulated Lead Acid), исключающую утечку кислоты. Часто такой тип батарей называют «гелевым», хотя в данном случае это не корректно, так как электролит в принципе остается жидким, в то время как настоящие гелевые батареи, действительно имеют желеобразный электролит.

Благодаря технологиям AGM и VRLA, аккумулятор типа YTX приобретает целый ряд преимуществ перед классическими:

  • Не требуют обслуживания при нормальной эксплуатации. После заполнения в начале эксплуатации электролит, впоследствии не требуется проверки его уровня и доливки, и вообще запрещено последующее вскрытие аккумулятора.
  • Герметичная конструкция с клапанной регулировкой, предотвращающая утечку кислоты и возможную коррозию клемм. За счет герметичности корпуса также допускается установка аккумулятора в различных положениях (но не рекомендуется установка дном к верху) и обеспечивается безопасность в случае падения и переворота техники, что актуально для спортивного применения вообще и мотоспорта в особенности.
  • Высокий стартовый ток при холодном пуске и при низких температурах.
  • Чрезвычайно низкий уровень саморазряда при длительных стоянках техники, например при хранении техники в межсезонье.
  • Высокая виброустойчивость, исключающая такие явления, как «осыпание пластин» и, соответственно, увеличенный срок службы.

При всех своих плюсах, аккумуляторы типа YTX крайне чувствительны к превышению напряжения зарядки и боятся полной разрядки. Для подзарядки необходимо использовать специальное зарядное устройство для мотоаккумуляторов, умеющее корректно заряжать аккумуляторы небольшой емкости. При правильном режиме зарядки практически полностью исключается газообразование и соответственно риски вздутия аккумулятора, взрыва и т.д. Не следует оставлять аккумулятор в межсезонье на хранение на холоде и доводить его до полного разряда, так как это впоследствии может сказаться на снижении его емкости.

Мото аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YTZ (по классификации Unibat – CTZ) – усовершенствованная конструкция необслуживаемых мотоаккумуляторов с увеличенным количеством пластин и радиальным строением решетки, сочетающая все особенности аккумуляторов YTX с еще большим значением холодного пускового тока и улучшенными показателями вибростойкости. Для отдельных типоразмеров аккумуляторов, при равной с YTX емкости, максимальный пусковой ток может быть выше на 30%. Большинство моделей аккумуляторов Yuasa YTZ поставляются с завода уже заправленными и сразу готовыми к эксплуатации.

Мотоаккумуляторы Yuasa GYZ – новейшая разработка компании Yuasa, только начинающая свой путь на моторынке. Ключевая особенность – увеличенная в высоту площадь пластин, занимающих большее полезное пространство внутри аккумулятора. Новый корпус со встроенными, удобными для транспортировки аккумулятора, выемками. Усовершенствованные универсальные клеммы с встроенными латунными гайками. Выпускаются в типоразмерах от 16 до 32 А-ч и холодным пусковым током от 240 до 500А. Ориентированы на применение в большекубатурных V-Twin-ах, туристических мотоциклах и квадроциклах.

Аккумуляторы типа YTX (CBTX) и YTZ (CT, CTZ) в настоящее время являются де-факто стандартом в мотопромышленности и благодаря своим высоким характеристикам применяются практически повсеместно от скутеров до люкс-туреров. Именно ими комплектуется подавляющее большинство мотоциклов и скутеров, сходящих с конвейера и именно на них стоит ориентироваться в первую очередь, если вам нужно купить мотоаккумулятор. Даже если у вас достаточно пожилой мотоцикл, в спецификациях к которому его производителем рекомендован обычный аккумулятор, при его замене стоит обратить внимание – не существует ли более современный необслуживаемый аналог из серии YTX, подходящий по емкости, габаритам и расположению клемм.

Обратная замена современных мотоаккумуляторов на более простые типы категорически неприемлема ввиду гораздо большей насыщенности современных мотоциклов чувствительным и требовательным к питанию электрооборудованием: электронными системами впрыска, ABS и т.д., а также из соображений расположения аккумулятора на мотоцикле и вибронагруженности.

Самая подробная, актуальная и достоверная информация о габаритах, емкости, типе, расположении клемм, а также о применяемости конкретной модели аккумулятора на той или иной модели мотоцикла и квадроцикла, имеется на сайтах производителей

Приведем здесь лишь краткую расшифровку обозначений мотоаккумуляторов, на примере Yuasa. Маркировка Yuasa стала, по сути, стандартом для мотоаккумуляторов и для продукции Unibat смысл обозначений абсолютно аналогичен, за исключением замены символа Y на C или CB.

*Примечание – для AGM батарей емкость в маркировке не абсолютное значение, а относительное, приведенное к параметрам емкости стандартных батарей, обычно чуть выше фактического.

Используя данный сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie. Ознакомиться с политикой их обработки можно по ссылке.